Федеральные документы
Распоряжение Министерства просвещения РФ № Р-145 от 25 декабря 2019 года № Р-145 "Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опыта между обучающимися".
Методология (целевая модель) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися.
Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях.
Региональные документы
Приказ Министерства образования Ставропольского края от 03 марта 2022 года № 337-пр "О системе (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях Ставропольского края".
Муниципальные документы
Приказ отдела образования АИМОСК №22 от 17.01.2025 г. "Об утверждении плана мероприятий «Дорожная карта» по внедрению системы наставничества педагогических работников в образовательных организациях Изобильненского муниципального округа в 2025-2027 гг."
Приложение к приказу отдела образования АИМОСК №22 от 17.01.2025 г.
Приказ отдела образования АИГОСК 40 от 17.01.2023 года "Об утверждении плана мероприятий по проведению в 2023 году на территории Изобильненского городского округа Года педагога и наставника"
Приказ отдела образования администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края от 22.07.2022 года № 571 "О системе (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях Изобильненского городского округа".
План мероприятий внедрения муниципальной системы наставничества педагогических работников образовательных организаций Изобильненского городского округа Ставропольского края.
Школьные документы
Приказ МКОУ "СОШ №24" ИМОСК №5 от 20.01.2025 г. "Об утверждении плана мероприятий «Дорожная карта» по внедрению системы наставничества педагогических работников в МКОУ "СОШ №24" ИМОСК в 2025-2027 гг."
Приложение к приказу МКОУ "СОШ №24" ИМОСК №5 от 20.01.2025 г.
Приказ МКОУ "СОШ №24" ИМОСК №124/2 от 30.08.2024 г. "О назначении куратора и формировании наставнических пар"
Персонализированная программа наставничества по форме "Учитель-Учитель" на 2024-2025 учебный год
Анализ работы за 2023/2024 учебный год
Педагог и наставник
«Всю свою жизнь я мечтала стать педагогом». Красивая фраза? Однако она не про нее. Так случилось, что она не сразу стала учителем. Но сейчас, оглядываясь на прожитые годы, в памяти все чаще всплывают воспоминания пребывания ее в школе, первые ученики, трепет и теплота, вложенные в каждого ребенка. Ей повезло, что рядом с ней были профессионалы своего дела, и от каждого она старалась перенять самое интересное, ценное, нужное, значимое для себя и своей деятельности.
Самодурова Людмила Владимировна уже на протяжении многих лет работает учителем биологии. Ее работа в области образования - это не только профессия, но и призвание. Она приносит не только свои знания и опыт, но и энтузиазм и мотивацию, ее с гордостью можно называть заслуженным педагогом и наставником. Она готова продолжать помогать своим ученикам в исполнении их целей и мечтаний. Каждый ученик уникален, и она стремиться найти подход, который максимально соответствует его индивидуальным потребностям и целям. Ее цель - помочь каждому ученику достичь успеха и преодолеть свои трудности. Ее задача в качестве педагога и наставника - помочь учащимся и начинающим педагогам получить не только знания, но и навыки, необходимые для их дальнейшего роста и процветания.
Наставничество очень актуально в наше время. Это доказывает Указ Президента нашей страны Владимира Владимировича Путина «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника», изданного «в знак высочайшей общественной значимости профессии учителя», что, безусловно, связано с реализацией национального проекта «Образование». В целом наставничество является мировой тенденцией, и оно охватывает все сферы деятельности, а в образовании является важнейшим условием в профессиональном становлении молодого учителя, в повышении педагогического мастерства, также значимо и в профессиональной ориентации учащихся. Наставничество сегодня — и популярный тренд, и осознанная необходимость.
В современном мире многие функции мозга успешно заменяют машины, однако, остаются те, что неподвластны искусственному интеллекту. Цивилизация развивается благодаря людям, которые творят и создают нечто новое во всех сферах жизни, и в этом смысле учителя спасают человечество. В настоящее время сфера наставничества в первую очередь развивает ребенка как личность и влияет на развитие у детей таких способностей, как творчество, воображение, эмоциональная вовлеченность, что и делает человека человеком. Наставничество помогает многим найти себя и не сбиться с пути. Наставник всегда «смотрит» с высоты своего опыта, а значит, может помочь своему подопечному избежать ошибок, которые делал он сам. Задача наставника - только «направлять» и мотивировать молодых специалистов и обущающихся решать свои проблемы самостоятельно.
Педагог-наставник. Так каким он должен быть? Конечно же, компетентным и мобильным, способным оказать квалифицированную методическую помощь. Помочь не только знанием и умением, но и добрым словом, советом. Такими качествами обладает Людмила Владимировна.
Она может расположить к себе молодых педагогов и раскрыться им в профессии. Это человек, способный помочь начинающим педагогам адаптироваться в коллективе, в профессиональном становлении и личностном развитии.
Находясь в постоянном взаимодействии наставник и наставляемый являются равноправными участниками образовательного процесса. Как педагог-наставник, она многому может научить своих коллег, но и сама многому учится у них; принимает любого начинающего педагога таким, какой он есть, пытается понять его внутренний мир, отношение к детям, к работе; предугадывает возможные осложнения в педагогическом процессе и своевременно предупреждает о них; помогает правильно разрешать сложные педагогические ситуации, что помогает ей овладевать «педагогическим чутьем», умением управлять педагогическим процессом без принуждения, с легкостью и быть в нем простым, обычным, но нужным человеком.
Результат наставничества можно считать удачным, если у педагога сформировался положительный опыт работы в школе и появилась мотивация продолжать работу именно в этом учреждении. Надо владеть необходимыми навыками и выработать собственную систему работы. Чтобы осуществлять наставническую деятельность, мало быть просто опытным высококвалифицированным педагогом, со своей сложившейся системой педагогической деятельности, нужно постоянно развивать свой творческий потенциал, находиться постоянно в научном педагогическом поиске, совершенствовать свои формы и методы работы, осуществлять межличностное общение с коллегами (перенимать чужой опыт и делиться собственными разработками). Подтверждением этому является двадцатипятилетний стаж ее работы в одном учреждении.
Важно помнить, что в наставничестве выигрывают все стороны, кто-то получает умения и навыки, опыт и уверенность, а кто-то – профессионально подготовленные кадры. А вот должность это или миссия, решает каждый для себя самостоятельно. Главное, что цель у наставника и педагога общая - дарить свою любовь и заботу детям!
Людмила Владимировна благодарна судьбе за то, что в выборе профессии не ошиблась. Она счастливый человек, искренне верит в свое призвание, как в основное дело своей жизни, и умеет отдаваться ему в полной мере. Она не утратила оптимизма и все ещё осваивает, ищет, пробует, творит, живет, любит, радуется каждому дню, который приносит ей новые открытия, дарит новые встречи, дает возможность ощутить себя нужной частью этого мира.